- 1 Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: рекомендации и советы, таблицы
Режим дня младенца, ребенка в детском саду, школьника: рекомендации и советы, таблицы
Современные родители стремятся растить детей в атмосфере, свободной от жестких рамок, принуждения и давления. Подрастающему поколению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор, учиться слушать себя.
В такой концепции воспитания режим дня для ребенка занимает особое место.
Как создать идеальный распорядок, подходящий маме и ребенку, обеспечивающий здоровье и психологический комфорт малыша, на какие принципы следует опираться, продумывая организацию детских будней?
За и против – как достичь компромисса
Жизнь ребёнка первого года жизни сложно уместить в строгие рамки – новорожденные еще не осознают своих желаний, быстро растут, их потребности стремительно меняются.
Интенсивные темпы развития оказывают значительное давление на психику – кроха не умеет слушаться, рассуждать и договариваться, зато обладает даром капризничать и устраивать истерики.
Нужна ли четкая организация рутины таким крошкам?
Плюсы соблюдения распорядка
- Своевременные прогулки, достаточное количество сна, правильное питание соответственно возрасту – поддержка здоровья карапуза.
- Режимные моменты усваиваются подсознательно, что способствует глубокому сну, отменному аппетиту и хорошему настроению.
- Родителям удобно планировать день, если есть понимание, когда чадо будет спать, кушать, гулять.
- Режим вносит в жизнь младенца определенность, понятие границ, правил, а это необходимое условие формирования базового доверия к миру, благодаря которому дети обретают желание познавать окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
- Развивается навык самодисциплины, самоорганизации, а также умение адекватно воспринимать необходимость делать одни и те же дела в определенное время.
- Необходимые повторяющиеся занятия выполняются «на автомате» — высвобождается ресурс для нерегулируемых занятий (гости, праздники, посещение мероприятий).
Минусы режима
- Сложность организации для детей самого раннего возраста.
- В более старшем возрасте дети становятся строптивыми, встает проблема «как его заставить…».
- Идея четкого распорядка уходит корнями в советские времена – является пережитком прошлого.
- Неповторимую, свободную личность жесткие ограничения загоняют в рамки и стандарты, таким образом подавляя индивидуальность.
По мнению педиатров и психологов, жесткая регламентация методов и способов взращивания детей действительно не оправданна, однако специалисты выступают однозначно за режим, рекомендуя выстраивать его максимально гибко.
Основная идея построения «жизни по часам» — соблюдение так называемых ритмов ребенка и других членов семьи с учетом особенностей каждого. Задача родителей – органично вписать сыночка или дочурку в уже сложившиеся семейные будни. Процесс организации нового распорядка требует времени и терпения.
Основы построения режима
При организации режима дня для ребенка придерживайтесь принципов, позволяющих достичь максимального уровня комфорта для всего семейства:
- Наблюдайте за ребенком, учитывайте его естественные потребности и привычки. Если чадо хочет спать, не нужно заставлять его бодрствовать во имя распорядка – такие действия отрицательно скажутся на здоровье, самочувствии, настроении крохи, пострадает в итоге вся семья.
- Ищите компромисс. Устанавливайте режимные моменты так, чтобы они подходили всем членам семьи. Если в семье есть другие дети, наверняка младшему отпрыску придется приспосабливаться к их распорядку.
- Сохраняйте последовательность. Придерживайтесь установленных норм и правил, чтобы малыш мог привыкнуть к ним, осознать как нечто постоянное, непреложное.
- Будьте гибкими – режим ребенка с возрастом меняется естественным образом, под него надо подстраиваться, учитывая биологические ритмы, изменившиеся условия жизни, состояние здоровья.
- Уделяйте особое внимание поддержанию комфортной температуры и влажности в квартире, регулярно проветривайте комнату – дома должно быть прохладно, свежо. На ночь желательно ставить окна на микровентиляцию: отсутствие поступления воздуха делает сон беспокойным, некрепким.
- Учитывайте способ вскармливания карапуза. Детки на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди до 4-5 раз за сутки, в том числе ночью – это абсолютно нормально. Количество прикладываний постепенно сокращается к году, однако периоды прорезывания зубов, болезни, кризисы могут сопровождаться резким увеличением числа кормлений. Грудное вскармливание не является фактором, мешающим установить распорядок дня, просто нужно понимать, что прикладывание к груди – это не столько еда, сколько необходимый малышу контакт с мамой, способ успокоения, получения любви.
Главное, на что следует опираться при налаживании режима, – индивидуальные особенности карапуза, а также устоявшийся образ жизни семьи. Кроме того, необходимо делать поправку на возраст – установить режим для отпрыска двух-трех лет значительно проще, чем для младенца до годика.
Как облегчить привыкание ребенка к режиму
Деткам бывает трудно перейти к строго определенной последовательности действий в силу несовершенства нервной системы, работы органов, подвижности биоритмов. Мягко приучить чадо к распорядку помогут следующие шаги:
- Проанализируйте естественный режим карапуза – когда он кушает, спит, когда предпочитает гулять и купаться.
- Медленно сдвигайте моменты приема пищи и дневного отдыха таким образом, чтобы ребеночек кушал и спал в одно время каждый день. Постепенное смещение тихого часа и трапез может занять до 8 недель.
- Действуйте медленно. Чем младше ребенок, тем сложнее заставить его бодрствовать, когда он хочет спать, или оттягивать момент трапезы. Не стоит «ломать» кроху ради того, чтобы непременно уложиться в заданные рамки.
- Перед сном организуйте спокойную, тихую деятельность, активные водные процедуры, шумные подвижные игры проводите за час-два до отхода ко сну.
- Много гуляйте.
- Правильно организуйте кормления – синхронизируйте их с собственными трапезами, не перекармливайте чадо, не перебивайте аппетит неуместными перекусами.
- Вводите ритуалы, соблюдайте определенную последовательность действий (купание, легкий ужин вместе с мамой и папой, расслабляющий массаж или книжка для деток постарше, засыпание).
- Насыщайте дни малыша разнообразной активностью: принимайте гостей, играйте, делайте зарядку, массаж, гимнастику, запишитесь в бассейн, на «развивашки» для самых маленьких. Ориентируйтесь на реакции ребенка – если он хорошо переносит такой насыщенный образ жизни, это пойдет на пользу всем домочадцам, если же ухудшается настроение, ночной отдых становится беспокойным, появляются истерики, лучше выбрать более спокойное, размеренное времяпровождение.
- Не начинайте приучение к режиму во время болезни, при наличии каких-то серьезных изменений в жизни семьи, стрессов.
Если кроха перепутал день с ночью
Феномен перевернутого режима свойствен многими детками первых месяцев – сутки переворачиваются наоборот, днем чадо много спит, а ночью бодрствует до 4-5 часов подряд. Такие фокусы утомляют и родителей, и малышей. Если речь не идет о болезни, нормализовать график помогут простые действия:
- Обеспечьте комфорт спального места малютки: низкая подушка либо ее отсутствие, ровная поверхность матраса, натуральные материалы постельного белья.
- Соблюдайте комфортную температуру, исключите замерзание или перегрев.
- Попробуйте мягкое пеленание на ночь.
- Не перекармливайте непоседу вечером, не давайте сладкого перед сном.
- Подумайте, не подвергается ли карапуз постоянному стрессу. Возможно, стоит отказаться от регулярного посещения бассейна, динамической гимнастики либо контактов с посторонними людьми.
- Насыщайте моменты дневного бодрствования активной деятельностью.
- Ночью сохраняйте тишину и темноту. Даже если карапуз наотрез отказывается спать, не стоит организовывать игры, походы на кухню за едой, постарайтесь ограничиться валянием в постели при выключенном свете.
- Берите грудничка спать с собой – дети спят крепче и дольше под боком у мамы.
Чаще всего день и ночь встают на свои места в течение 3-4 недель, однако этот период может затянуться до 2-3 месяцев – в таком случае нелишней будет консультация педиатра или специалиста по сну.
Особенности режима в зависимости от возраста
- Жизнь новорожденных детишек весьма хаотична, структура режима ребенка в 1 год – более организованна, детсадовцы уже умело подстраиваются под требования вовремя есть, играть и гулять, а школьники способны контролировать свое расписание самостоятельно.
- Таблица ниже описывает основные нюансы распорядка дня для детей раннего возраста.
Возраст (месяцы) | Особенности графика |
1 | До 20 часов в течение суток новорожденный спит. Если крошка находится на грудном вскармливании, то практически все время между снами кушает. Сны на груди также являются нормой. Детишки на искусственном вскармливании получают смесь по графику, начиная с первых дней жизни. На первом месяце важен обильный телесный контакт с мамой. Новорожденные хорошо спят в коляске на балконе. Педиатры рекомендуют начинать выходить гулять с 10-15 минут, последовательно увеличивая время. Месячные дети могут спать на улице по 2-3 часа. |
2-3 | Как правило, режим дня ребенка в 2 месяца все еще завязан на снах. Два-три раза (чаще три) крошки спят, каждому сну предшествует кормление, просыпание также является сигналом к тому, что детке необходимо приложиться к груди. В этом возрасте может случиться так называемый «лактационный криз» — детеныш чаще просит грудь, возникает ощущение, что ему не хватает молока. Это связано со скачком роста: продолжая грудное вскармливание по требованию, мама выравнивает ситуацию в течение 3-5 дней. Прогулки трехмесячных детишек совпадают со снами. Можно увеличить время купания, между снами заниматься активной гимнастикой, выкладывать карапуза на животик, показывать ему игрушки. |
4-6 | Продолжительность снов сокращается. Детка довольно рано укладывается вечером (20-21 час), рано просыпается (5-6 часов), дважды или трижды отдыхает днем. Начинают прорезываться зубки, в связи с чем график обычно сильно сбивается, и восстановить его будет сложно. Дневные прогулки можно организовывать вне снов. Шесть месяцев – оптимальный возраст для ввода прикорма, ЖКТ уже готов знакомиться со взрослой пищей. Кормите малыша в те же часы, что кушаете сами. Совместное со взрослыми принятие пищи способствует здоровому аппетиту. Внимательно следите за реакциями чада на продукты, изучайте его предпочтения. Между снами полугодовалые карапузы разворачивают активную деятельность – многие начинают ползать, садиться, переворачиваться. |
8-10 | К этому моменту многие непоседы переходят на два сна, которые лучше всего проводить дома. Количество прогулок зависит от времени отдыха и погодных условий. Днем детишки много играют, отрабатывают навыки ползания, учатся вставать. Увеличиваются порции еды. Часы завтрака, обеда, полдника и ужина мама может определить достаточно строго. |
12 | Первый серьезный кризис развития затрудняет четкую организацию дня ребенка в 1 год – непоседа становится капризным, ему трудно перестроиться на одноразовый тихий час, он отказывается от еды, требует то одного, то другого, проявляет характер. Лучшая тактика для мамы на этом этапе – набраться терпения, отказаться от жестких мер и «ломки» распорядка, стараться перейти в «режим сохранения энергии», то есть делать так, как удобно ей и ребенку. |
Значительные изменения претерпевает режим дня ребенка в 2 года и старше: некоторые детишки делают попытки уйти от дневных снов, дни становятся насыщенными, чадо становится активным членом семьи, принимающим полноправное участие в семейных ритуалах.
Двух-трехлетки учатся контролировать себя, поэтому в организации режима можно использовать мотивирующие, игровые приемы, договариваться, объяснять. С началом посещения садика дошколята переходят на новый виток развития, распорядок будней соотносится с режимом садика.
На выходных психологи и педагоги рекомендуют придерживаться приблизительно того же расписания.
Успешно организовать режим дня для деток любого возраста поможет ориентация на их индивидуальные биоритмы и стремление создать гармоничную, комфортную семейную атмосферу, где все будут чувствовать себя свободно и уютно.
Источник: https://pups.su/vospitanie/rezhim-dnya-dlya-rebenka.html
Режим дня в детском саду
Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.
Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие малыша.
Режим дня в детском саду организован в соответствии с нормами СанПиНа. Его планируют таким образом, чтобы малыши смогли чередовать активную деятельность со спокойной и имели достаточно времени и на прогулку, и на принятие пищи, и на здоровый сон. Педагоги советуют родителям и дома придерживаться хотя бы приблизительно режима дня, который установлен в детском саду.
Какое значение имеет режим в детском саду для ребенка
Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье малыша, а также гарантирует его хорошую работоспособность.
Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно.
Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.
Когда педагоги планируют расписание дня в детском саду, то они в первую очередь учитывают тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная.
Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня.
Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.
ошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются.
На протяжении всего дошкольного детства режим в детском саду претерпевает лишь небольшие изменения. Незначительно меняется продолжительность дневного сна и время прогулки.
Один день в детском саду, примерный план
Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра — прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.
- Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
- Прием детей. День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой у ребят всей группы. Когда педагог принимает ребенка, он интересуется состоянием его здоровья, а также может ответить на некоторые вопросы родителей.
- Утренняя зарядка. Для того, чтобы дать заряд бодрости детям на весь день, с утра в расписание детского сада включена зарядка, которая предполагает ряд определенных физических упражнений. Ежедневные упражнения помогают укрепить опорно-двигательный аппарат малышей, делают их более выносливыми и здоровыми. Зарядку может проводить как сам воспитатель, так и работник по физической культуре. Обычно утреннюю зарядку выполняют под музыкальное сопровождение в зале для занятий по физкультуре (кроме ясельных и младших групп).
- Завтрак. Режим дня в ДОУ строго регламентирует время приема пищи детьми, в частности, завтрака.
- Занятия (образовательная деятельность). Занятия воспитатель проводит в игровой форме для того, чтобы дети лучше усвоили материал. По продолжительности занятия варьируются в разных группах с учетом возраста детей. В среднем они длятся от 10 до 25 минут.
- В режим дня детского сада включены следующие виды занятий:
- — познавательное развитие,
- — математическое развитие,
- — речевое развитие,
- — ознакомление с художественной литературой,
- — продуктивная деятельность (лепка, конструирование, аппликация),
- — изодеятельность,
- — музыка,
- — физическая культура.
- День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
- Непременно в режим детского сада входит дневная прогулка для детей. Она способствует оздоровлению детей, закаливанию, развитию движений и их общему познавательному развитию. Обычно в детском саду прогулки проводят в любую погоду. Поводом для ее отмены являются – сильные порывы ветра, проливной дождь, обильный снегопад и метель, сильный мороз и т.д. При моросящем дожде и не сильном снегопаде дети гуляют на верандах, которые специально для этого предусмотрены. В разных возрастных группах прогулка длится свое определенное время.
- После прогулки дети обедают. Для того, чтобы восстановить энергию после познавательной и активной деятельности, ребенку предлагают съесть полноценный обед, который состоит из салата, первого, второго и третьего блюд.
- Детям дошкольного возраста просто необходим дневной сон, поэтому его обязательно включают в режим дня в детском саду. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Обычно дневной сон длится от полутора до трех часов.
- Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.
- После того, как дети проснулись, они идут полдничать. Это легкий перекус, который поможет ребенку не испытать чувство голода до ужина.
- Для ребят старшего возраста (старшая и подготовительная группы) после полдника в расписание в детском саду включена дополнительная прогулка.
- Предусмотрена в вечернее время и образовательная деятельность. Занятия проходят в группах младшего и среднего возраста. Это может быть лепка или рисование, музыка или физкультура. В вечернее время детям отводится больше времени для самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых или настольно-печатных игр.
- Около пяти часов вечера дети садятся ужинать, а после их начинают забирать домой.
Распорядок дня в детском саду для младших и старших детей
Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности.
Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам. Прогулка у малышей короче по продолжительности, потому что много времени уходит на процесс одевания-раздевания.
Из-за этого в вечернее время прогулку для маленьких ребяток не проводят.
С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.
Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.
Источник: https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8578-rezhim-dnya-v-detskom-sadu.html
Режим дня дошкольника: составляем распорядок для малыша
Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены.
С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.
Каким должен быть режим?
Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны.
У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов.
Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.
При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.
Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.
- Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
- Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
- Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
- Бодрствование в течение 6–6,5 часов.
Что значит – бодрствование?
Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:
- прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
- изучение окружающего мира;
- физическая активность;
- занятия по развитию речи;
- трудовая деятельность;
- занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
- творческая деятельность;
- музыкальные занятия;
- обучение навыкам письма.
Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.
У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.
При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.
При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).
Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).
Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.
Ориентировочный распорядок
Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:
- 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
- 8:00 – 8:30 – завтрак;
- 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
- 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
- 12:30 – 13:10 – обед;
- 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
- 13:30 – 15:30 – сон;
- 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
- 16:00 – 16:30 – полдник;
- 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
- 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
- 19:00 – 19:30 – ужин;
- 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
- 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
- 21:00 – 7:00 – ночной сон.
Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.
Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели.
Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома.
Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.
Режим «домашний»
А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.
Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними.
Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители.
Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.
Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.
Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным.
В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой.
А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
- Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
- Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
- Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
- Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
- Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
- Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
- Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
- Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
- Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.
Источник: https://Razvivashka.online/rezhim/rasporyadok-dnya-doshkolnika
Распорядок дня ребенка дошкольника и малыша: тонкости состыковки
Когда в семье появляется второй малыш, режим дня ребенка-первенца чаще всего претерпевает изменения. Мама уже не может пускать чередование периодов сна, бодрствования, питания и развивающих занятий на самотек и старается создать такой распорядок дня ребенка, который максимально близко будет к режиму самого младшего члена семьи.
Особенности жизни с двумя детьми таковы, что сначала вам кажется, что состыковать режим дня двоих детей — непосильная задача.
Если первые месяцы после родов режим дня мамы двоих детей напоминает хаос, то когда грудничок определяет для себя практически постоянные периоды сна и бодрствования (что происходит примерно к полугоду), уже можно систематизировать день, наметив основные вехи.
И вот, со временем вы осознаете, что даже таких разные по возрасту двое детей имеют моменты соприкосновения, удобные для создания вашего семейного режима.
Зачем нужен режим дня в жизни ребенка
Казалось бы, зачем нужен распорядок дня для детей, если они не ходят в детский сад, а вы — сторонник творческого и свободного развития? Но с появлением второго ребенка необходимость в четкой последовательности действий появляется даже у самых несобранных родителей. Именно спокойный, выверенный с индивидуальными особенностями, режим дня ребенка позволяет маме и папе запланировать бытовые дела и освободить немного драгоценного времени для себя и друг друга.
Убеждают нас в том, что ребенку необходим регламентированный режим дня ребенка, Комаровский и Павлов — признанные гуру отечественной педиатрии. Но и западные детские врачи соглашаются с необходимостью четкой последовательности организации дня для детей младшего возраста.
Хороший режим дня в жизни ребенка — это определенный порядок жизни, который предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, рациональную организацию его игровой и учебной деятельности.
Грамотно составленный режим способствует укреплению нервной системы детей, крепкому здоровью, снижает утомляемость и обеспечивает все потребности ребенка.
Необходимо понимание, что распорядок дня для детей это не жесткие рамки, а условие, при котором все потребности детей учитываются и они чувствуют уверенность, зная, что и за чем будет следовать. Как правило, отклонения в последовательности действий не превышают 20-30 минут.
Преимущества режима дня для ребенка
- Своевременный прием пищи в одно и то же время позволяет избежать любых проблем с пищеварением. Именно это всегда отличало детей благородных кровей — тщательное соблюдение времени завтрака, полдника, обеда и ужина.
- Соблюдение режима благотворно сказывается на здоровье ребенка. Он получает достаточное количество сна, пищи, свежего воздуха, эмоциональной, физической и умственной нагрузки.
- Врачи единодушно утверждают, что и иммунитет ребенка, соблюдающего распорядок дня, выше. Подсознание склонно быстро усваивать, что для всего существует свое время, и аппетит просыпается как раз в нужное время, а сон приходит быстрее и становится глубоким.
- Порядок действий позволяет родителям планировать хоть что-то наперед. Это помогает избегать хаоса, беспорядка, утомленности невозможностью влиять на свою жизнь.
- Дети, живущие по режиму, спокойнее, увереннее. Они ощущают ежедневную стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ведь малыши — те еще консерваторы, и когда их жизнь вместе с родительской представляет собой хаос, они ощущают беспокойство и беспомощность предугадать ход событий.
- Если дети привыкли жить, соблюдая примерный режим дня, у них меньше вопросов к родителям, и нет насущной необходимости постоянно командовать и указывать малышам, что им делать.
- Так как садики и школы придерживаются режима, то соблюдение распорядка весьма способствует быстрой адаптации детей к образовательному учреждению.
- Режим дня закладывает основы самодисциплины, что будет полезно для детей при вступлении во взрослую жизнь.
Планомерное распределение времени бодрствования, нормализованный режим сна, питания и занятий, строгое соблюдение гигиенических процедур — все это позволяет ребенку быть спокойным, уверенным и веселым. Как правило, нарушение распорядка дня мгновенно сказывается на малышах — они становятся либо гипер активными, возбужденными, либо плаксивыми и вялыми. Могут терять аппетит, капризничать, плохо засыпают.
Таким образом, мы определяем необходимость соблюдения распорядка дня и для мамы и для обоих детей. Осталось только приблизить, состыковать ритмы вашего старшего ребенка и малыша.
Основные моменты организации дня и режима для двоих детей
Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.
В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.
Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным.
Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку.
Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.
Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем — младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.
Не стоит забывать, что распорядок дня — это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.
Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:
- Сон
- Прогулка
- Занятия
- Игровая деятельность
- Отдых и свободное время
- Прием пищи
- Гигиенические процедуры
Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.
Таблица режим дня по Комаровскому
Примерный режим дня для двоих детей на один день
Планируя распорядок дня для детей, важное внимание уделите тому, сколько периодов сна у младшего ребенка. Если остальные моменты можно легко скорректировать, то сон — это тот фактор, который является основой для создания режима обоих детей.
Лучше всего, если режим дня ребенка дома будет совпадать с его режимом в детском дошкольном учреждении. Мы приведем примерные режимы дня в таблицах для мамы детей дошкольников, которые перешли на одноразовый сон, и режим дня для мамы детей-погодок, младший из которых еще спит два раза в день.
Таблица распорядка дня ребенка дошкольника и малыша
Таблица режим дня для мамы дошкольников старше полутора лет
О том, как одновременно уложить детей спать, или, что сложнее, уложить их по очереди в шахматном порядке, мы еще напишем, а о хитростях, помогающих организовать и сохранить время можно прочитать в статье «Как справиться одной с двумя детьми».
Если есть возможность совместить сон малыша с первой прогулкой — смело совмещайте.
Если дети охотно развиваются вместе — давайте добро, но если младший мешает при творческих и требующих сосредоточенности занятиях первенца, лучше запланировать их на время сна малыша, или самостоятельно занять младшего ребенка на это время интересной игрушкой соответствующей возрасту. Постарайтесь ощутить потребности детей и совместить их графики сна и бодрствования таким образом, чтобы было комфортно всей семье.
Режим дня: гибкость — залог равновесия
Не стоит забывать о том, что распорядок дня ребенка должен быть гибким, и если вы делаете все в нужной последовательности, но со сбоем в 20-30 минут — ничего криминального в этом нет.
А еще режим дня ребенка должен учитывать характер и интересы обоих детей, быть разумным, и главное — он должен выполняться.
Как же добиться этого, как приучить своих детишек, а главное — себя, к выполнению установленного распорядка?
- Дети лучше всего все воспринимают в игровой форме — очень помогают такие мелочи, как картинки, расписания, галочки и флажки, будильники и таймеры, проигрывание ситуации с куклами.
- Даже форс-мажор, например, приход бабушек или гостей, не должен слишком выбивать вас из графика.
- Корректируйте режим в зависимости от самочувствия каждого из детей.
- Не стоит заменять прогулки и активные игры телевизором или цифровыми устройствами — иначе энергия детей окажется нереализованной и это аукнется вам при укладывании на ночь.
- Начните с себя. Если вы поведете детей от хаоса к режиму — они охотно пойдут за вами, пусть и не сразу.
Распорядок — это не твердые рамки, а примерный план на день. И если вам все удастся, то можно легко выполнять домашние дела либо в период сна детей, либо совместно с малышами, а вечер после половины десятого посвятить себе, мужу и хобби.
Источник: https://dvoye-detey.ru/osoben/rasporyadok-dnya-rebenka-doshkolnika-i-malysha-tonkosti-sostykovki.html
Как правильно составить режим дня для ребенка?
Режим дня – это та система, к которой подстраиваются биологические ритмы организма. Если режим дня составлен правильно, организм ребенка к нему быстро привыкает и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды. Достаточный по количеству и правильно распределенный в течение суток сон, своевременное питание, активное бодрствование являются основными условиями хорошего психического и физического развития малыша.
Перепечатка в интернете разрешена при наличии в первом абзаце статьи прямой активной ссылки на портал Материнство.ру, открытой для поисковых систем. Ссылка должна быть размещена в случае как полного, так и частичного копирования материалов. Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции.
Иногда, собрав чадо в школу, родители могут забывать о такой составляющей его образа жизни, как режим. У ребенка должен быть составлен распорядок дня для обеспечения сохранности его здоровья. Режим дня у современных школьников может отличаться по возрастному критерию, смене, в которой он обучается, и состоянию здоровья. Все нюансы составления распорядка дня мы поясним в данной статье.
Ученикам младших классов, особенно первоклашкам, очень сложно порой бывает адаптироваться к условиям их новой школьной жизни. Отсюда и неуспеваемость, и конфронтация с одноклассниками, и нежелание ребенка ходить в школу/делать уроки и т.д.
И основной задачей родителей является помочь ребенку справиться с нелегкой для него нагрузкой. Столкнувшись с этой проблемой, каждый родитель ищет свои пути ее решения.
Но при составлении грамотного распорядка дня для ученика младшего класса с первого дня посещения школы помогло бы избежать большую часть этих проблем.
О пользе наличия режима говорят во всем мире. Правильный распорядок дня позволяет грамотно распределять нагрузку и сформировать биологические ритмы. Именно от этого зависит физическое и психологическое развитие ребенка.
Рациональное распределение времени с учетом отдыха делает ребенка более собранным и дисциплинированным. Такие качества очень важны в современной жизни.
Кроме того, это позволит избежать переутомлений и нервозов, которым очень подвержены дети.
Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы. Режим дня школьника заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом биологических ритмов растущего организма.
Многие врачи и психологи утверждают, что правильно составленный распорядок дня положительно сказывается на физическом и эмоциональном развитии ребенка.
Это приучает его к организованности и дисциплине в любых занятиях. Именно поэтому мы рекомендуем Вам с самого рождения позаботиться о графике сна, питания, прогулок и так далее.
Рассмотрим внимательнее потребности детей в распорядке дня по возрастам.
Биоритмы у детейЗаметка для родителей: как составить режимКачество снаКак распределить нагрузки у детей?Режим питания нарушать нельзяЕсли возникли проблемы В необходимости режима дня у детей трудно сомневаться: особый семейный ритуал, позволяющий рационально чередовать сон, бодрость, прием пищи, игры и другие мероприятия — залог спокойствия детей и родителей.
Иногда, собрав чадо в школу, родители могут забывать о такой составляющей его образа жизни, как режим. У ребенка должен быть составлен распорядок дня для обеспечения сохранности его здоровья. Режим дня у современных школьников может отличаться по возрастному критерию, смене, в которой он обучается, и состоянию здоровья. Все нюансы составления распорядка дня мы поясним в данной статье.
Общеизвестно, что правильный режим дня является важнейшей составляющей оптимального развития как новорождённого ребёнка, так и подростка четырнадцати лет.
Разумеется, что в каждом возрасте имеются свои особенности, но принцип желательности соблюдения распорядка остаётся неизменным.
Очевидно, что дневной распорядок младенца в 6 месяцев будет несколько отличаться от содержания режимных моментов в 10 месяцев и иметь существенные отличия от режима полуторагодовалых малышей. Говорить об особенностях системы в 14 лет и вовсе не приходится.
Большинство педиатров и детских психологов утверждают, что грамотно составленный режим дня спасает родителей от необоснованных истерик чада и непослушания. Специалисты рекомендуют систематизировать все ежедневные ритуалы: пробуждение, умывание, прием пищи и т.д., это позволит малышу лучше понимать, что от него хотят взрослые и учиться дисциплине.
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Чтобы для школьника правильно составить распорядок дня, надо четко понимать, что он собой представляет и насколько необходим. Особенно важно разобраться в этом вопросе родителям, дети которых не посещали детсад и особо не привыкли придерживаться временных рамок в продолжительности сна, игр, прогулок, просмотра телевизора и т.д.
Бывает и так, что вроде бы готовый ко всему ребенок вдруг начинает теряться в лагере и плакать, проситься домой.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно ответственно подойти к подготовке ребенка к самостоятельным каникулам вдали от дома.
Во-первых, детские лагеря не рекомендуются детям до 8-9 лет, потому что до этого возраста они еще сильно привязаны к родителям и дому. Адаптация в новом месте пройдет успешнее, если ребенок уже самостоятельный и не зависит от мамы.
Основы режима дня дошкольника те же, как и для детей раннего возраста. Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать. В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми.
Для новорождённого малыша важен режим дня. От соблюдения распорядка выигрывают и родители, и грудничок. Маленький человечек получает максимально комфортные условия, а взрослые, особенно, мама, смогут выкроить минутку для отдыха. Терпение и любовь к ребёнку помогут пережить сложный период. Для вас – полезная информация о том, как правильно организовать режим дня новорождённого.
Планировать свой день необходимо для достижения успеха, ведь временные ресурсы человека ограничены. Поэтому без грамотного распределения дел успеть сделать все запланированное очень сложно.
Распорядок дня дисциплинирует, помогает мобилизовать силу воли и навести порядок как в голове, так и в жизни в целом.
Большинство педиатров и детских психологов утверждают, что грамотно составленный режим дня спасает родителей от необоснованных истерик чада и непослушания. Специалисты рекомендуют систематизировать все ежедневные ритуалы: пробуждение, умывание, прием пищи и т.д., это позволит малышу лучше понимать, что от него хотят взрослые и учиться дисциплине.
Источник: http://www.chsvu.ru/kak-pravilno-sostavit-rezhim-dnya-dlya-rebenka/